внутренний_мир

Трудно найти на свете существо более

благополучное и богатое, чем трехлетний

малыш, обладатель коробки цветных

карандашей и альбома для раскрашивания.

Рэнди Гейдж

Каждый ребенок по своей природе является творцом, и творческая деятельность является для него естественным способом выразить себя, свои эмоции и переживания. Применение элементов арт-терапии в занятиях с детьми позволяют педагогу прорабатывать проблемы на глубинном уровне, взаимодействуя с хрупким миром ребенка максимально бережно. На таких занятиях дети погружены в атмосферу заботы и безопасности, что способствует снятию эмоциональных зажимов, раскрепощению, активизации скрытого творческого потенциала каждого ребенка.

Педагог-психолог с воспитателем  провели арт-терапевтическое занятие с детьми из подготовительной логопедической группы «Карусель», пригласив ребят отправиться в увлекательную одиссею Внутреннего Мира. В начале занятия Мария Владимировна с Валерией Евгеньевной провели с детьми беседу о том, что у каждого человека существует внутренний мир, в котором «живут» различные мысли, чувства, эмоции. Активировал мыслительную деятельность детей «проблемный» вопрос: можно ли сделать свой внутренний мир доступным взору другого человека? И если да, то как его можно показать другим. В результате дети предложили изобразить картину внутреннего мира на рисунке. Психолог рассказала ребятам о том, что внутренний мир каждого из нас можно представить как отдельную Вселенную, во всей ее многогранности и уникальности. Чтобы настроиться на творческую деятельность и полностью погрузиться в творческий процесс, дети закрыли глаза, прослушали композицию из коллекции «Звуки Космоса», постарались прислушаться к внутренним ощущениям.  Таким образом, на начальном этапе занятия уже были решены несколько задач, которые мы ставим перед собой:  закрепление знаний о чувствах и эмоциях, активизация мышления детей, стимулирование речевых высказываний, снятие психоэмоционального напряжения посредством релаксации во время прослушивания музыки. «Вслушивание» ребенком в свои внутренние ощущения способствует развитию умения понимать самого себя.

Особенно детям интересно было работать в смешанной технике рисования: планеты дети нарисовали восковым карандашом, а фон закрасили  акварельными красками. Так картина стала более сложной, а процесс ее создания более привлекательным для детей. Заполнение фона было выполнено хорошо смоченной кисточкой, напитанной водой, она легко и плавно скользила по воде, приковывая внимания ребенка, снимая внутреннее напряжение. Так как вода отталкивается от планет, нарисованных воском, то для ребенка нет риска, что кисточка попадет на планету и испортит ее. Страх уходит, сменяясь радостью творения – легко и приятно смешивать разные цвета, наслаждаясь их плавными переходами. Руки детей расслабляются.  Волшебный момент – посыпание работы солью. Такое простое вещество — соль — вызвало у малышей неподдельный интерес, потому, что для них необычно использовать ее в рисовании, это для них нечто новое. Евдокия Ивановна предложила детям потрогать соль – задействовав также и тактильное восприятие, что снижает тревожность, а также назвать свои ощущения. Какая соль? Теплая или холодная? Приятно ли пальчикам, когда ее трогаешь?

В арт-терапевтической деятельности мы также применяли приемы сторителлинга. Детям нужно было придумать рассказ о своей Вселенной, ее название, кто населяет ее  и ответить на вопросы:

Как далеко она находится? Можно ли туда добраться

Кто населяет Вселенную? Какие эти существа по характеру?

Чем обычно занимаются жители Вселенной? Как они взаимодействуют друг с другом?

Чего боятся жители?

В безопасной обстановке – ведь малыши отвечали на вопросы не о себе, а о вымышленных существах – смогли раскрыть глубины своего внутреннего мира, сделав его более понятным для самих себя и для других.

В результате занятия получились потрясающие, красочные работы, несмотря на то, что  это не являлось  целью деятельности. Арт-терапия и арт-педагогика не ставят  своей целью ни развитие художественных навыков, ни  обучение воспитанников приемам и техникам рисования. Ребята смогли ощутить истинную радость творения и самопознания.

 

 

Славянская Мария Владимировна, педагог-психолог

Дутка Валерия Евгеньевна, воспитатель

Сычева Евдокия Ивановна, воспитатель

Отправить

Comments are closed.